Дмитрий Масько. Секреты Рю

Пламя свечи, течение воды, поток. Ты можешь смотреть на это бесконечно. Это как часть целого и целое. Воплощение сути мгновения в природе ката. Очевидное таинство.

2011-й. Многое для нашего героя случилось во второй раз, но «река» уже была другой. Да и он – иным.

Продолжаем общение с руководителем Общества японской культуры "Fudoshinkan", организатором Днепр Аракидо Кэйкокай, 4 дан Айкидо Айкикай, степень Мокуроку по школе Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю, 1 дан джиу-джитсу АДДУ Дмитрием Масько.

Второй визит в Японию, вторичное присутствие на Международном фестивале японских и китайских боевых искусств, организованном Институтом боевых искусств Сугавара, второй приезд Сэнсэя в Украину. Разность ощущалась во многом и речь не только о более доверительной коммуникации и отношении к Дмитрию, как уже к подлинному ученику Тэцутака Сугавара.

В 2011-ом он стал участником Фестиваля в разделе программы по Катори Синто Рю. Своеобразный тест на уровень фехтования прошел. Случилось это через три года после его участия в семинаре Сугавара в Москве и знакомства с ним, через два года после вступления  в школу Катори Синто рю (направление Сэнсэя Сугавара)  и череды дней упорных непрерывных занятий. Три года - как  день один, стремительно-летящий.

yaponiya1

2011-й. Многое для нашего героя случилось во второй раз, но «река» уже была другой.  Да и он – иным…»

- На подобных Фестивалях присутствует реакция зала?

- Конечно. Японцы всем аплодируют и радуются, для них все молодцы. Они изначально настроены позитивно, потому что если ты занимаешься боевыми искусствами - относишься к японской культуре, это уже плюс. А, если еще и пару слов на 日本語 знаешь, тогда вообще супер-молодец.

Когда ты в курсе, теме, в «Sugawara family» к тебе отношение другое. Первый мой визит был в большей степени гостевым, ознакомительным, второй – более плотным и контекстовым.

Интерес и желание заниматься усиливались. Тренировки проходили дважды в день – утром и вечером. Обмен опытом между равными и теми, до кого еще тянуться, погружение в новое, шлифовка найденного. Если выучил тот или иной раздел – двигаешься к следующему, нет – разговаривать о продолжении с тобой не будут. Дни запомнились насыщенным вектором движения, общением, разнообразной фестивальной палитрой. Вновь поразили степенью вневозрастного мастерства японские бабушки и дедушки, изучающие Тайцзицюань, семинары сэнсэев из Поднебесной по китайским боевым искусствам, мудрость Тэцутака Сугавара объединяющего во время выступлений по Айкидо и Катори Синто Рю участников разных стран, что давало неожиданные как совместные, так и личностные ментальные озарения.

yaponiya2

Обладатель 7-го дана Айкидо Айкикай, Кёси Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю, Кёси Годзю Рю Каратедо Тэцутака Сугавара Сэнсэй во время Международного фестиваля японских и китайских боевых искусств. Поздравление с 55-ой годовщиной изучения японских боевых искусств.  Мачида, Токио, январь, 2011-го

yaponiya3

В кулуарах Фестиваля,  Дмитрий Масько с мастером китайских боевых искусств Ли Рен Сонг, 2011-й

yaponiya4

«Дни запомнились разнообразной фестивальной палитрой…»

yaponiya5

«Тренировки проходили дважды в день – утром и вечером…». Дмитрий Масько и Френсис Хонг мастер Катори Синто Рю (США)

«Поучиться, многое взять для того, чтобы продолжать работать  - это большой плюс поездок в Японию, - продолжает Дмитрий. - Тем более что в Украине, мы остаемся единственными учениками и последователи Сугавара Сэнсэя».

Второй раз Дима еще ориентировался в 日本 неуверенно и опять хвостиком ходил за российской делегацией. Были они в Токио,  Йокогаме, Камакуре. И вновь доминанта желтого цвета травы с зеленой добавкой от бамбука и секвойи. Еще раз посетили Храм Катори-дзингу и его музей. Сэнсэй организовал и поездку в Храм Касима-дзингу, что в переводе обозначает «Олений остров». Выехали туда утром после Фестиваля, было много людей.

Оба Храма - «колыбели» боевых искусств, в Касима часто проводятся и соответствующие фестивали, история свидетельствует, посещали его, в свое время, даже самураи. На территории его расположен огромный лес-парк, священный пруд с золотистыми и огненными карпами, горный источник, из которого угощал Диму водой японец.

yaponiya6
Храм Катори-дзингу - главный среди почти 400 храмов Катори в Японии. Камегасеяма, префектура Чиба

yaponiya7

В музее при святилище  Храма Катори-дзингу.  Свитки Мокуроку - техники школы Катори Синто Рю

yaponiya8

«Храмы Катори –дзингу и Касима-дзингу - «колыбели» боевых искусств…»

yaponiya9

Свежесть в одно касание… В Касима-дзингу

- Вода на вкус?

- Интересно-разная, это от источника зависит. Основной вкус в стране Восходящего Солнца, где в принципе нет жары, свежесть. На территории Храма Касима есть «олений парк», говорят, этих животных можно встретить в каждом Храме Японии, но в Катори видеть не довелось. Касима - это бесконечные аллеи, с частью дикого леса, огромные деревья, рядом с которыми чувствуешь себя крошечным человечком. Сфотографировать священные секвойи в два три обхвата «во весь рост» невозможно, объектив не достает до их «макушек».

Некоторые школы Катори и Касима имеют пересечения,  есть мастера, которые занимались обеими. Например, фехтовальщик Цукахара Бокудэн сначала изучал Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю, затем Касима Синдэн Дзикисинкагэ Рю, создал свой стиль, а приемный отец его был жрецом в Храме Катори. В музее Касима находится самый большой в стране старейший священный почти трехметровый меч. Продаются амулеты оберегающие.

Касима расположен ближе к развязкам подъездным, Катори - в удалении от железнодорожной станции и нужно идти пешком по рисовым полям.

yaponiya10

Путеводитель по Касима-дзингу 

yaponiya11

Храм Катори-дзингу – синтоистское святилище, посвященное  богу Фуцунуси-но ками

yaponiya12

«Храм Касима - это бесконечные аллеи, с частью дикого леса, огромные деревья, рядом с которыми чувствуешь себя крошечным человечком…»

yaponiya13

На территории Касима-дзингу и священный пруд с золотистыми и огненными карпами

yaponiya14

В музее Катори-дзингу

yaponiya15

Дмитрий Масько в буддийском храме  школы дзёдо Храме Котоку-ин, Камакура,  префектура Канагава, Япония

- А какие они рисовые поля?

- Мы были зимой, хотя зимы в Японии как таковой нет, заморозки в два три градуса. В это время поля стоят уже без воды.

Летел Дима в Японию из Киева. На взлетом поле аэропорта «Борисиполь» познакомился с девочкой, которая направлялась в Страну Восходящего Солнца работать по контракту моделью. В самолете разговорился с парнем, который занимался Айкидо в Украине  и летел в Токио к жене, которая уже работала моделью. Такое вот интересное плетение нашего тесного мира.

Японии, как и после первого визита, было мало. Вернуться и насладиться этой страной хотелось вновь и вновь.

yaponiya16

Аэпропорт Нарита одаривает туристов  сувенирами.

yaponiya17

На станции Синдзюку.

yaponiya18

«Мое впечатление от токийского метро было такое же, как у этого малыша» emoticon-21
yaponiya19
Цветущий восторг от умэ  в феврале

yaponiya20

Камакура, любовь моя…

yaponiya21

«Японии, как и после первого визита, было  мало. Вернуться и насладиться этой страной хотелось вновь и вновь…». Дмитрий Масько перед вылетом домой  в аэропорту Нарита

В сентябре того же года, Сугавара Сэнсэй вновь приехал с Ильей Солоницыным  в Украину. Приезд гостей  начался с неувязок-нескладух: сломалась машина и  они опоздали в аэропорт, и в Днепре выключили воду. Для Сугавара, жившего в центре - это было культурным шоком.

                         yaponiya22                                   yaponiya23  

                   «В сентябре 2011-го Сугавара Сэнсэй вновь приехал в  Днепр…»           Тэцутака Сугавара Сэнсэй с Владимиром Сухотеплым  на Набережной                                                                                                                                                                                                          Днепра, сентябрь 2011-го

Семинар по Катори Синто Рю проводился в зале Годзю Рю Карате Дениса Васильчука на базе его спортивного комплекса в Приднепровске, где, к счастью, вода присутствовала.

Тэцутака Сугавара в свое время тоже занимался Карате, исследовал ниточку его происхождения, начиная от южно-китайских боевых искусств. Занимаясь книгоиздательством, выпускал сборники, с публикациями ведущих мастеров, не только по Айкидо и Катори Синто Рю, а и Годзю Рю.

- В 2010- ом в Днепр на семинар приезжал наставник Васильчука по Годзю Рю Карате, известный окинавский мастер, основатель и шеф-инструктор International Okinawan Goju-ryu Karate-do Federation Морио Хигаонна Сэнсэй. Кстати, он один из немногих мастеров Годзю Рю, которым присвоен 10-й дан - продолжает рассказывать Дмитрий. - Участники семинара были из дальнего зарубежья, Украины и России. Мы представляли там фехтование, я  смог пообщаться с именитым гостем,  на память он мне плакат подписал. Так вот, оказывается, он вместе с Сугавара Сэнсэем ездил в Китай заниматься  Карате у Аничи Мияги - сына основателя Годзю Рю,   а в 2010-ом узнал, что мы ученики Тэцутака Сугавара Сэнсэя.

yaponiya24.

Во время показательных выступлений по Катори Синто Рю на семинаре по Годзю Рю Карате, Днепр, 2010-й

yaponiya25

Дмитрий Масько с Эдуардом Скрипченко. Показательные выступления по Катори Синто Рю раздел Ийдзюцу . Семинар по Годзю Рю Карате, Днепр, 2010-й

yaponiya26

«В 2010- ом в Днепр на семинар по Годзю Рю Карате приехал  известный окинавский мастер, основатель и шеф-инструктор International Okinawan Goju-ryu Karate-do Federation, 10-й дан  Морио Хигаонна Сэнсэй…»

yaponiya27.

Пару слов для прессы emoticon-21

yaponiya28

«Я  имел возможность  пообщаться с Морио Хигаонна Сэнсэй, на память он мне плакат подарил и подписал…»

В 2011-ом Денис захотел пообщаться с Тэцутака Сугавара плотнее. Покатал его на катере по Днепру, накормил ухой, и, конечно, про Годзю Рю расспросил.

- Чем отличались Днепровские семинары  и тренировочные программы Сугавара Сэнсэя по Айкидо и Катори образца 2011-го?

- Базовый этап был пройден. Мы уже поработали с бо, мечом, шестом и Сугавара начал нам давать нагинату – раздел более сложный. Контртехники в Айкидо - каеши ваза, ката, мозг взорвали буквально. С дзё и боккеном шли вариации того, что мы уже знали. Сэнсэй видел, что мы заточены на движение. Был он и в нашем зале "Fudoshinkan" на Театральной, здесь иайдзюцу делали - выхватывание меча из ножен.

 yaponiya29

 Сугавара Сэнсэй  и Илья Солоницын на семинаре по Айкидо в Днепре, сентябрь 2011-го

yaponiya30 

 «Если не будет личного стремления, усердия, желания - ничего не придет и секреты останутся неразгаданными…»

yaponiya31

Семинар по Катори Синто Рю. Дмитрий Масько с Ильей Солоницыным, Днепр, 2011-й

32yaponiya

«Тэцутака Сугавара видел, что мы заточены на движение…»

33yaponiya

«Методика Сэнсэя в том, чтобы привести человека к осознанной возможности открытия себя…»

34yaponiya

Тэцутака Сугавара Сэнсэй, Дмитрий Масько, Илья Солоницын  и участники семинара по Катори, Днепр, сентябрь, 2011-го

На семинар по Айкидо приехали участники из Ставрополя, Херсона, Харькова, люди, бывшие глубоко в теме. Пригласил Дмитрий и телевизионную группу киевских журналистов, снимавших циклы программ по боевым искусствам. В Днепровской политтехнике (Национальном Горном Университете) в Украинско-японском центре в японской комнате, спроектированной и «собранной» японцами, записывали интервью с Сугавара. В залах снимали - тренировки, видеоклип. По прошествии девяти лет, журналисты еще раз вернулись к этой теме, смонтировав, ранее отснятый материал, в более объемный по хронометражу.

Посетили вновь с Сэнсэем и Хортицу,  в Запорожский Музей истории оружия, приехали по его настоянию и без предварительно договоренности. Встреча с директором Виталием Григорьевичем Шлайфером была теплой и радостной.

                           35yaponiya                                         37yaponiya

                     «Посетили вновь с Сэнсэем и Хортицу…», сентябрь 2011-го                                   Сугавара Сэнсэй возле таврамского каменного ящика

36yaponiya

Скифский стан

38yaponiya

           Тэцутака Сугавара, Илья Солоницын, Эдуард Скрипченко. Тропинками Хортицы,  сентябрь, 2011-го

39yaponiya

Хортица - остров легенд…

- Новые секреты открылись после твоего визита в Японию и приезда Сугавара Сэнсэя?

- Смотри. Есть закрытые школы, такие например, как его Школа Катори Синто Рю. На самом же деле закрытость эта условна.  Сэнсэй дает направление, помогает, но двигаешься ты все равно самостоятельно. Познать школу в отсутствии собственного действия невозможно. В предыдущих интервью мы говорили, что если не будет личного стремления, усердия, желания - ничего не придет и секреты останутся неразгаданными. Да. Но важно понимать, что речь, прежде всего,  о секретах, хранящихся в нас.

40yaponiya

«Важно понимать, что речь, прежде всего,  в секретах, хранящихся в нас…»

- Для этого, как минимум, нужно услышать Сэнсэя…

- Конечно, и сделать это можно по-разному. Например, вербально, чтобы черпать информацию напрямую, для чего я и стал изучать японский язык. При переводе с японского на английский, даже очень качественном, теряется смысл и наполненность того, что изначально говорится. Изучая языки, ты понимаешь, что ментальность считывается  именно таким образом и информация оригинала отличается от информации перевода. Даже, если перевод красив и адаптирован для сознания  того, кому информация адресована.

Без знания культуры любого народа вы не сможете общаться и понять,чего они хотят. В этом также проблема массовой культуры и спорта. Они обучают фрагментам, лишенным целого, непонятным, ускользающим для восприятия. Не менее важно, конечно, и ездить в Японию, чтобы видеть все своими глазами, и понимать, как, чем и зачем ты занимаешься.

- И личное общение в плюс.

- Да, потому что никакие онлайны и видео не несут полной передачи информации. Чем больше ты общаешься напрямую и погружаешься в культуру, тем больше проникаешься. Ведь есть масса нюансов, не зная которых ты пройдешь мимо, не попадешь в цель, и рано или поздно придется возвращаться обратно.

Японские Сэнсэи это прекрасно понимают и будут возвращать тебя, указывая на неусвоенное, снова и снова. Методика в том, чтобы привести человека к осознанной возможности открытия себя.  И пока ты не разберешься  ПОЧЕМУ, ДЛЯ ЧЕГО и ЗАЧЕМ все происходит и ПОЧЕМУ ДОЛЖНО БЫТЬ ИМЕННО ТАК, будешь промахиваться, не сознавая какой посыл имеет та или иная информация.

- Но ответ на вопрос «для чего?» для тебя и Сэнсэя может быть разным.

- Может. Но, понимаешь, есть школа, практика и информация, которые передаются исключительно Сэнсэем. В этом его задача. Для тебя важно попасть кому то в лоб,  а Сэнсэй понимает, что зерно в том, чтобы сделать это именно ТАК, А НЕ ИНАЧЕ. И, если ты ТАК сделаешь, тогда в лоб и попадешь.

41_yaponiya

«Если у человека есть целеустремленность и желание, то Сэнсэй видит и помогает…»

42_yaponiya

«Стать настоящим учеником - это довериться, сказав: «Да, веди, Сэнсэй!»

43_yaponiya

Школа – не достижение цели. Это поток, в который Сэнсэй вовлекает…»

- Для ученика «что?», для Сэнсэя – «как?»…

- Да, процесс. И, чем лучше ты будешь понимать, что хотят от тебя, тем быстрее этого достигнешь. Неверный перевод влечет за собой искаженное понимание и отдаляет человека от искомой информации. С другой стороны, если не прекращать работать, рано или поздно к этому придешь. Когда не понял, недопонял или перекрутил это не есть плохо. В этом случае процесс постижения станет более долгим, но это все равно работа. Ведь Школа – не достижение цели. Это поток, в который Сэнсэй вовлекает. Не случайно в конце названия каждой старинной Школы – иероглиф Рю – поток.

- Поток, как непрерывная передача  традиции, от сердца к сердцу.

- Конечно. В потоке множество неровностей и препятствий - «камней». Важно знать, как лавировать, чтобы не сесть на мель. Но если даже и случилось, то все равно ведь  надо сниматься и двигаться дальше.

Речь о верности ощущений, ЧТО и КОГДА стоит делать, когда грести, когда потоку отдаться, чтобы силы не терять. Задача Сэнсэя  «потоки» направлять, он - рулевой, но, опять- таки, если ты не будешь слышать его «КАК», то действия  это не возымеет и ничего не получится.

44_yaponiya

«Сэнсэю или в переводе с японского «рожденному раньше» путь известен, он уже проходил эту тропу  и знает все проблемные места…»

Если у человека есть целеустремленность и желание, то Сэнсэй видит и помогает. Со статикой и закрытым от информации сознанием он работать не сможет. Стать настоящим учеником - это довериться, сказав: «Да, веди, Сэнсэй!». Он – проводник, мы  говорили с тобой об этом. Сомнения могут быть, но если ты идешь, он всегда поможет. Сэнсэю или в переводе с японского «рожденному раньше» путь известен, он уже проходил эту тропу, проплывал этот поток и знает все проблемные места. А услышишь или не услышишь – это уже твой выбор.

45_yaponiya

«Задача Сэнсэя  «потоки» направлять, он - рулевой …». Харьков, семинар по Катори Синто Рю,  январь 2020-го

- У каждого свои потоки.

- У каждого, но повторюсь, изучая боевые искусства и не только японские знать язык, а значит культуру и менталитет – необходимо. Иначе ты будешь заниматься чем то похожим.

- Без контекста.

- Именно. При этом необходимо понимать, что мы не можем стать японцами или самураями. Не нужно навешивать на себя ярлыки. Быть собой – вот, что ценят японцы. Есть люди, которые считают себя самураями, например. Это смешно.

Со временем я понял разницу между нашими и японскими показательными выступлениями. Наши – демонстрируют себя, показывая какие они крутые «самураи» все из себя «ох». А японцы просто выходят и делают. Ошибаются – да, но выходят и делают. Надо просто быть собой. Быть собой и двигаться в потоке.

46_yaponiya

«Надо просто быть собой …»

Невозможно стать кем-то. Можно иметь цели. Сэнсэй – это цель и ты говоришь себе: «Мне нравится, как он делает, мне нравится он как человек». Но ты никогда  не можешь стать его копией, самураем, или кем-то еще, подстроившись под шаблон.

Часто говорят: «Если мы будем изучать японскую культуру, мы станем японцами». Вряд ли emoticon-21

Тэцутака Сугавара Сэнсэй считает, что если человеку нравится Будо – это уже талант. И, когда видишь, с каким усердием и желанием работает над собой его ученик и чего достигает в плюс к этому таланту. Когда ощущаешь степень ученической преданности Дмитрия и уровень терпеливого со-творчества. Со-творчества, благодаря которому, он направляет «потоки» своих учеников, опираясь на драгоценные традиций давних школ. Именно тогда понимаешь всю объемную мудрость кандзи 先生.

И счАстливо ощущаешь - ты не одинок в этом Рю( ).

 

Елена Емельянова

 

Фото Елена Емельянова, Алексей Алчебаев (Харьков),

из личного архива Дмитрия Масько

продолжение следует

 

1-yaponiya

Дмитрий Масько на семинаре по Годзю Рю Карате, Днепр, 2010-й

2-yaponiya

«Не над другой школой нужно побеждать. Над вчерашним «я» нужно побеждать сегодня». Ягю Мунэтоси

3-yaponiya

Я не собираюсь побеждать. Только знаю, как не проигрывать». Ягю Муненори

4-yaponiya

Дмирий Масько, Эдуард Скрипченко и мастер боевых искусств, актер Сергей Бадюк (Россия)

5-yaponiya

Дмитрий Масько и Эдуард Скрипченко с женой

/6-yaponiya

«Интерес и желание заниматься усиливались…». Дмитрий Масько  на репетиции Фестиваля боевых искусств в Мачида, Токио, январь 2011-го

7-yaponiya

«Как прекрасен этот миг…»

8-yaponiya

Ночной Токио

9-yaponiya

Скоро Япония 

10-yaponiya

Камакура

11-yaponiya

«Олений Остров», Касима

12-yaponiya

Катори- дзингу, дорога к храму

13-yaponiya

Храм Катори-дзингу, ритуальные ворота тории 鳥居 («птичий насест») при входе на аллею парка при святилище

14-yaponiya

Охрана Катори - дзингу

15-1yaponiya

Музей при храме Катори

16-1yaponiya

Огромного  сома  усмирил Касима Даймёдзин. Иногда сом во сне подергивает хвостом, и тогда на Японию обрушиваются разрушительные землетрясения

17-1yaponiya

Храмики в Японии на каждом шагу

18-yaponiya

Продажа старых автомобилей

19-1yaponiya

Нашли знакомое слово среди иероглифов  emoticon-21

20-yaponiya

На указателях больших станций пишут их название даже на корейском языке

21-yaponiya

Еще не час пик и на японских станциях метро не так многолюдно

22-yaponiya

В январе-феврале в Токио уже цветут камелии

23-yaponiya

Воронов в Токио очень много

24-yaponiya

Аэропорт Нарита. Искусство на каждом шагу

25-yaponiya

Под крылом самолета Япония

26-yaponiya

«Невозможно стать кем-то. Можно иметь цели. Сэнсэй – это цель и ты говоришь себе: «Мне нравится, как он делает, мне нравится он как человек». Но ты никогда  не можешь стать его копией…»

Видео

Интервью с Тэцутака Сугавара Сэнсэем, записанные в сентябре 2011-го в Днепре, цикл «Боевые искусства мира»

Редакция приглашает читателей стать партнерами издания, устремленного в будущее. Давайте вместе протаптывать тропинку в светлый мир. Актуальную информацию отправляйте на электронный адрес. Вы также можете помочь нашему изданию, перечислив любую сумму на реквизиты сайта.